понедельник, 22 февраля 2021 г.

Диагностика и замена датчика кислорода Bosch 0 258 006 537 на ВАЗ-2107i

Сегодня разберем, как можно в домашних условиях продиагностировать и заменить неисправный лямбда-зонд от Bosch 0 258 006 537 на ВАЗ-2107.

Для начала, немного теории:
Датчик кислорода (Лямбда-зонд) служит для определения уровня содержания кислорода в отработавших газах, на основе его показаний электронный блок управления двигателем (ЭБУ) регулирует состав и пропорции топливо-воздушной смеси.

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html
Лямбда-зонд, вид снизу
На автомобилях ВАЗ наибольшее распространенные получили циркониевые датчики кислорода. В старых модификациях (1,5 л.) в системах Евро‑2 применялся датчик BOSCH 0 258 005 133. В системах Евро‑3 он применялся в качестве первого ДК, устанавливаемого до катализатора. В новых автомобилях 1,5/1,6 л., с системой впрыска Bosch M7.9.7 и Январь 7.2, выпускаемых с октября 2004 г. устанавливается датчик BOSCH 0 258 006 537, о котором и пойдет речь.


Для ускорения прогрева датчика до рабочей температуры и быстрейшего вступления в работу он снабжен электрическим нагревательным элементом. Поэтому датчик имеет 4 вывода: два белых провода – питание подогревателя (+12В), черный провод – сигнальный (+0.45В), серый – масса.

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html

ЭБУ постоянно подаёт на сигнальную цепь датчика стабильное опорное напряжение 0.45 Вольт, а на цепь подогрева поступает напряжение от бортовой сети - 12 Вольт.
Непрогретый датчик имеет высокое внутреннее сопротивление и не генерирует собственную ЭДС, поэтому ЭБУ «видит» только «свое» опорное напряжение. По мере прогрева датчика при работающем двигателе (свыше 360 °С) его внутреннее сопротивление уменьшается, и он начинает генерировать собственное напряжение, пропорциональное содержанию кислорода в отработанных газах.
Это напряжение перекрывает опорное - ЭБУ «видит», что датчик прогрелся и его сигнал готов для регулирования состава смеси.

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html

Если кислорода в газах, омывающих датчик, много, то напряжение на нем упадет ниже опорного 0.45 В, примерно до 0.1В и ниже. Если кислорода мало, напряжение вырастет до 0.8 – 0.9 В. Датчик, сигнал которого продолжительное время находится вне диапазона скорее всего неисправен.

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html
На практике, сигнал датчика кислорода представляет собой быстро изменяющееся напряжение, колеблющееся между 0,05 и 0,9 Вольт. Эти колебания вызваны тем, что ЭБУ постоянно изменяет состав смеси вблизи стехиометрической точки. 

Основными симптомами неисправности датчика кислорода являются:
  • Резко увеличившееся потребление топлива
  • Рывки во время движения, отсутствие реакции на нажатие педали акселератора
  • Резкое снижение мощности, "удушение" двигателя
  • Неустойчивый холостой ход, двигатель "троит"
  • Появление резкого, токсичного запаха в отработанных газах.
При неисправности ЭБУ может показать следующие ошибки в работе двигателя:
  • Неисправность нагревателя
  • Пропуски зажигания
  • Бедная, богатая смесь
  • Высокий, низкий уровень выходящего сигнала, отсутствие изменений сигнала
https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html

При этом, неисправность датчика не всегда может сопровождаться появлением ошибок и индикацией "Check engine".

Проверить работу датчика кислорода можно с помощью диагностического сканера, мультиметра или мотортестера с самописцем (осциллографа). В нашем случае рассмотрим первые два способа.

Перед началом работы визуально проверяем целостность проводки и разъема датчика.

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html

1. Проверка целостности проводки к датчику.

При проверке сканером, если неисправна цепь подогрева, он должен показать ошибку: "P0135 Датчик кислорода, нагреватель неисправен" (см. выше). При этом, причиной неисправности может служить как обрыв проводки, так и неисправность самого датчика.
Опорное напряжение при исправной проводке и элементов ЭБУ должно составлять 0,45В.

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html

На старых автомобилях оно может "уплывать" вследствие "старения" электронных компонентов ЭБУ.

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html
"Поплыло"
При проверке мультиметром: разъединяем штекер, включаем зажигание, на  фишке проверяем напряжение между двумя белыми проводами цепи подогрева, и между сигнальным проводом и проводом массы. Оно, с учетом погрешности измерений, должно  составить примерно 0,45В и 12В соответственно.

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html
Проводка исправна
2. Проверка цепи подогрева датчика.

При проверке сканером, при неисправной цепи он должен показать ошибку: "P0135 Датчик кислорода, нагреватель неисправен" (см. выше). При этом, причиной неисправности может служить как неисправность в самом датчике, так и обрыв проводки.
При проверке мультиметром необходимо разъединить разъем и проверить сопротивление между двумя белыми проводами, датчик, при этом, снимать необязательно. Оно должно составить 2-10 Ом, в зависимости от модели лямбда-зонда. Отсутствие показаний говорит об обрыве цепи подогрева - датчик необходимо заменить. 

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html
3. Проверка сигнала датчика кислорода.

Перед измерением необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, поднять обороты до 3000 об/мин - сигнал с датчика кислорода должен меняться от 0,1 до 0,9 Вольт с частотой 8-9 изменений за 10 секунд. Если изменения происходят в более узком диапазоне или их частота слишком редка, то измерительный прибор либо не успевает реагировать, либо датчик кислорода имеет медленный отклик, соответственно, требует замены.

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html
При проверке сканером открываем график изменения сигнала по датчику кислорода, он должен иметь вид синусоиды с резкими переходами в пределах диапазона. 

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html

Для проверки адекватности показаний датчика можно искусственно обогатить смесь (пережав шланг обратного слива или брызнув из шприца бензин во впускной коллектор) или обеднить ее (сняв вакуумный шланг). Датчик должен, соответственно, отреагировать скачком, либо падением напряжения с нарушением синусоиды.

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html

При проверке мультиметром протыкаем острыми щупами сигнальный провод и провод массы и аналогично наблюдаем за изменением показаний напряжения. Однако, данный способ не точен, так как мультиметр может иметь недостаточную частоту измерения показаний.

Если по итогам диагностики датчик признан неисправным его необходимо заменить. Для этого нам понадобится ключ на 22, с его помощью отворачиваем датчик с приемной трубы, снимаем фишку.

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html

Аналогично заворачиваем новый датчик, предварительно смазав резьбу медной или графитовой смазкой, проверяем наличие уплотнительного кольца.

https://autovazremont.blogspot.com/2021/02/bosch-0-258-006-537-2107i.html

Перед пуском двигателя необходимо стереть имеющиеся ошибки и произвести сброс ЭБУ с инициализацией для удаления прежних настроек работы двигателя и калибровки датчиков.


Подписывайтесь на блог! Удачи на дорогах!

Поделитесь заметкой с друзьями!

Комментариев нет:

Отправить комментарий