пятница, 17 февраля 2017 г.

Не горит лампа зарядки аккумулятора ВАЗ-2107. Что делать?




Недавно со мной возникла такая ситуация. Возвращаясь вечером с работы, вдруг загорелась контрольная лампа аккумулятора и тут же погасла, стрелка вольтметра перестала показывать зарядку. Кое-как доехав до дома, решил выяснить причину и, порывшись в интернете, приступил к работе.
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 1
КолесаДаром
Для начала, немного теории: при работе двигателя подсевший аккумулятор заряжается постоянным напряжением в 13,6-14,2 В от бортовой сети автомобиля через генератор. Из-за разной частоты оборотов коленчатого вала двигателя для поддержания указанного напряжения в цепь возбуждения генератора включен регулятор напряжения (РР, "таблетка", "шоколадка"), которое при повышении напряжения в сети выше номинального уменьшает ток, идущий на обмотку возбуждения генератора. Намагничивание полюсов ротора уменьшается, что приводит к понижению его выходного напряжения. Поэтому причины того, что генератор не дает зарядку на аккумулятор, связаны с элементами "цепи возбуждения" или же цепи выходного напряжения "генератор-аккумуляторная батарея", включая и сам генератор.
Когда включается зажигание, замок (14) включает и реле зажигания (13). При этом +12В от аккумуляторной батареи (1) проходят через контакты реле и предохранитель №10 монтажного блока, затем подаются в бортовую сеть и на вывод контрольной лампы заряда (11) аккумулятора и датчика зарядки в панели приборов (12). После этого они идут через диод (на схеме не обозначен), монтажный блок (10) (штекеры Ш5-Ш10), подаются на штекер «61» генератора и попадают на клемму встроенного РР (7) и через щетку и контактное кольцо на обмотку возбуждения (8) — производится стартовое возбуждение генератора (4). При увеличении частоты оборотов двигателя, а с ним и ротора генератора, фазовое напряжение возрастает, и оно через блок дополнительных диодов (3) повышает напряжение на обмотке возбуждения и на выходном диоде контрольной лампочки зарядки аккумулятора. При достижении выходного фазового напряжения до +12В на обеих выводах лампы АКБ напряжение выравнивается, и из-за отсутствия разности напряжений она гаснет (как при заводке автомобиля). При этом генератор вырабатывает напряжение больше 12В, которое заряжает АКБ через выход «30».
Не горит лампа зарядки аккумулятора ВАЗ-2107. Что делать?
Так как причиной отсутствия заряда является потухшая контрольная лампа, то первым делом решил проверить работоспособность "цепи возбуждения" генератора. 
В любом случае, вначале осматриваем клеммы аккумулятора и целостность проводов идущих от него на генератор, к монтажному блоку и на «массу». Но, так как вольтметр у нас работает (Схема 1) и  показывает уровень заряда батареи, то делаем вывод что цепь от аккумулятора к замку зажигания через реле зажигания, предохранитель и выход на штекере Ш4 к вольтметру является рабочим.

1. Теперь, чтобы определить работоспособность контрольной лампы и контактов в панели приборов, нам надо определить проходит ли ток через панель на генератор. Для этого: включаем зажигание и берем отвертку-индикатор на 12В (контрольную лампу) или небольшой длины провод, подключив один конец к снятой фишке со входа «61» генератора, а другой конец замкнув на «массу» или отрицательную «-» клемму аккумулятора.
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 2
При замыкании обычным проводом на «массу» должна загореться лампа в приборной панели, а при проверке отверткой-индикатором - или лампа в отвертке или лампа в панели, в зависимости у какой их них ниже сопротивление. В любом случае, мы видим что цепь не нарушена и ток возбуждения приходит на клемму «61» генератора.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.1
Таким образом, мы делаем вывод, что лампочка и вся "цепь возбуждения" генератора работоспособна, и проблема находится в цепи "генератор-аккумулятор".

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 3
2. Не снимая генератор, мы сможем выяснить подает ли регулятор напряжения ток на щеточный узел. Для этого берем индикаторную отвертку или мультиметр в режиме прозвона и положительный «+» щуп цепляем к клемме «61» генератора, а отрицательный «-» к «массе».
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 4. "1" - Сопротивление стремится к бесконечности - ток не проходит














Если лампа не загорается, то внутри щеточного узла с регулятором или обмотке ротора имеется обрыв, ток не проходит на роторную обмотку - возбуждение не происходит.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.2
Наша лампочка не загорелась, поэтому для полной диагностики снимем генератор с автомобиля, хотя, в некоторых случаях это и не обязательно - главное иметь доступ к задней крышке генератора.
Но, для спокойствия, проверим генератор полностью, поэтому будем снимать. Ключом на 10 откручиваем саморезы с правой стороны брызговика двигателя и отгибаем его в сторону.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.3
Затем берем ключ на 13 и откручиваем нижний болт крепления генератора, а также снимаем клеммы с выхода «30». Сверху откручиваем болт регулировки натяжения ремня, и снимаем ремень с шкива генератора. Вынимаем генератор с посадочного места через проем внизу.

Заносим генератор в теплое место, вооружаемся мультиметром или индикаторной отверткой (лампой) с аккумулятором, и снимаем заднюю крышку генератора (Схема 3).

3. Еще раз убеждаемся в неисправности регулятора напряжения (схема 3), приложив «+» щуп мультиметра ко входу «61», а отрицательный на "массу" генератора в "режиме прозвона".

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.4 1 - "сопротивление стремится к бесконечности", ток не проходит
Как и следовало ожидать, цепь не прозванивается.
Не снимая регулятор мы также можем проверить диодный мост и обмотку статора.
Сначала проверим диодный мост, для этого нам понадобится мультиметр или индикаторная отвертка (лампочка) с источником тока (АКБ).

Немного теории: 
На диодном мосту установлено три положительных диода на верхней пластине, три отрицательных на нижней пластине и три дополнительных, через которые питается обмотка возбуждения после пуска двигателя (Схема 4).
Исправный диод проводит ток только в одном направлении и никак в другом. Если он пропускает ток в обеих направлениях, налицо неисправность — короткое замыкание (диод «пробит»). Если он вообще не пропускает ток ни в каком направлении, налицо другая неисправность — «обрыв». От этого и будем отталкиваться при проведении проверки.
Три положительных диода (с красной меткой) создают на корпусе "плюс" выпрямленного напряжения. Они запрессованы в верхнюю пластину диодного моста, соединенную с выходом «30» генератора.
Другие три отрицательных диода (с черной или желтой меткой) создают на корпусе "минус" выпрямленного напряжения. Они запрессованы в нижнюю пластину выпрямительного блока, соединенную с «массой». (Схема 3)

4. Сначала проверяем весь диодный мост на наличие короткого замыкания на "массу".
Прижимаем положительный «+» вывод мультиметра к выводу «30» генератора, а отрицательный вывод к его корпусу. В исправном состоянии диодный мост не прозванивается, звуковой сигнал отсутствует, а лампочка не загорается. 
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 5
При замыкании - наоборот. Следует отметить, что аналогичные симптомы бывают при замыкании обмотки статора на «массу».



5. Затем проверяем положительные диоды на «пробой» и обрыв.

Положительный «+» щуп мультиметра прижимаем к выводу «30» генератора, отрицательный «-» к выводам обмотки и диодов (генераторы типа 9412.3701, где болты изолированы от выводов паронитовыми шайбами и замыкают на «массу»), или одному из болтов крепления моста (генераторы типа 37.3701, где болты соединены с выводами, но изолированны от «массы» - Рис.5).


Не горит лампа зарядки аккумулятора ВАЗ-2107. Что делать?
Рис.5
Если все диоды исправны, то сопротивление стремится к бесконечности, а лампочка не загорается. Если хоть один замыкает, то лампочка загорается, идет звуковой сигнал мультиметра. При смене полярности диоды должны пропускать ток. 
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 6
6. Проверяем отрицательные диоды
Для этого прижимаем положительный «+» щуп мультиметра к выводам обмотки и диодов (генераторы типа 9412.3701), или к болтам крепления моста (генераторы типа 37.3701 - Рис.5). Отрицательный «-» прижимаем к корпусу генератора. Сопротивление стремится к бесконечности – диодный мост исправен.
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 7
Лампочка загорелась – отрицательные диоды неисправны. При смене полярности они должны пропускать ток.

7. Проверяем дополнительные диоды
Прижимаем положительный «+» щуп мультиметра к входу «61» генератора. Отрицательный «-» щуп к выводам обмотки и диодов (генераторы типа 9412.3701), или к болтам крепления моста (генераторы типа 37.3701 - Рис.5). Если сопротивление стремится к бесконечности и отсутствует звуковой сигнал, лампа не горит – дополнительные диоды исправны. При смене полярности они должны пропускать ток.
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 8
8. Затем проверяем обмотку статора на обрыв.
Попеременно соединяем щупы мультиметра между всеми тремя выводами обмотки статора.
Как мы видим по показаниям мультиметра, а также по его звуковому сигналу - обмотка статора не нарушена. Лампа должна гореть.
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.6 Ток проходит по цепи
9. Дополнительно проверяем замыкание обмотки статора на «массу».
Соединяем один щуп с любым выводом обмотки, а другой с корпусом генератора.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.7 Ток не проходит, замыкания нет
Как мы видим, обмотка статора находится в рабочем состоянии.

10. Также можно проверить обмотку на межвитковое замыкание.
Для этого переводим мультиметр в режим измерения сопротивления со шкалой 200 Ом, и попеременно подсоединяем щупы между всеми тремя выводами обмотки статора (схема 9). Сопротивление должно составлять 0,2-1,2 Ом и быть одинаковым между всеми тремя выводами.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.8
Мы выяснили, что диодный мост и обмотка статора находятся в порядке. Теперь снимем нерабочий регулятор со щеточным узлом и проверим обмотку якоря.

11. Как в случае со статором проводим тест на обрыв.
Для этого подсоединяем щупы к контактным кольцам ротора, мультиметр должен издать звуковой сигнал, а лампочка загореться.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.9
12. Проверяем на замыкание на корпус. Один щуп подсоединяем к контактному кольцу, а второй с корпусом генератора.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.10
Сопротивление стремится к бесконечности (лампочка не загорается) - все в порядке.
13. Также протестируем на межвитковое замыкание, переведя прибор в режим измерения сопротивления 200 Ом. Обмотка ротора должна имеет сопротивление 1,5 - 5,0 Ом.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.11
У нас показывает 2,6 - ротор исправен.
Таким образом, неисправным оказался только регулятор напряжения. Заменяем его на новый, заодно проверив контактные кольца - нет ли их повреждения и гладкая ли поверхность.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.12
Установив новый регулятор, прозваниваем его (Схема 3).

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.13
Ток проходит - регулятор работает. Устанавливаем генератор на место в обратном порядке, натягиваем ремень, подсоединяем аккумулятор, включаем зажигание.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.14
Лампа аккумулятора загорелась, вольтметр показывает зарядку, значит ток идет на обмотку ротора.
Для начала измерим напряжение на клеммах аккумулятора на незаведенной машине. Переводим мультиметр в режим измерения напряжения 20 В и подцепляем к клеммам аккумулятора согласно расцветке.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.15 Аккумулятор заряжен
Теперь заводим автомобиль и наблюдаем за показаниями.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Ура! Заряд пошел!
Как мы видим, генератор работает и создает номинальный зарядный ток 14 В. Проблема устранена, теперь проверим работу при включении всех потребителей - ток зарядки не должен падать, что мы и наблюдаем. Все исправно работает.
003 
P.S. Написал обзорную статью по проверке генератора.
Подписывайтесь на блог! Удачи на дорогах!

Поделитесь заметкой с друзьями!