пятница, 17 февраля 2017 г.

Не горит лампа зарядки аккумулятора ВАЗ-2107. Что делать?




Недавно со мной возникла такая ситуация. Возвращаясь с работы, вдруг загорелась контрольная лампа аккумулятора и тут же погасла, стрелка вольтметра не показывала зарядку. Заглушил машину и снова включил зажигание - лампа не загорелась как ей положено, а при работе двигателя заряд так и не пошел на аккумулятор, хотя и показывал его уровень. Кое-как доехав до дома, решил выяснить причину и, порывшись в интернете, приступил к работе.
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 1
Для начала, немного теории: при работе двигателя подсевший аккумулятор заряжается постоянным напряжением в 13,6-14,2 В от бортовой сети автомобиля через генератор. Из-за разной частоты оборотов коленчатого вала двигателя для поддержания указанного напряжения в цепь возбуждения генератора включен регулятор напряжения (РР, "таблетка", "шоколадка"), которое при повышении напряжения в сети выше номинального уменьшает ток, идущий на обмотку возбуждения генератора. Намагничивание полюсов ротора уменьшается, что приводит к понижению его выходного напряжения. Поэтому причины того, что генератор не дает зарядку на аккумулятор, связаны с элементами "цепи возбуждения" или же цепи выходного напряжения "генератор-аккумуляторная батарея", включая и сам генератор.
Когда включается зажигание, замок (14) включает и реле зажигания (13). При этом +12В от аккумуляторной батареи (1) проходят через контакты реле и предохранитель №10 монтажного блока, затем подаются в бортовую сеть и на вывод контрольной лампы заряда (11) аккумулятора и датчика зарядки в панели приборов (12). После этого они идут через диод, монтажный блок (10) (штекеры Ш5-Ш10), подаются на штекер «61» генератора и попадают на клемму встроенного РР (7) и через щетку и контактное кольцо на обмотку возбуждения (8) — производится стартовое возбуждение генератора (4). При увеличении частоты оборотов двигателя, а с ним и ротора генератора, фазовое напряжение возрастает, и оно через блок дополнительных диодов (3) повышает напряжение на обмотке возбуждения и на выходном диоде контрольной лампочки зарядки аккумулятора. При достижении выходного фазового напряжения до +12В на обеих выводах лампы АКБ напряжение выравнивается, и из-за отсутствия разности напряжений она гаснет (как при заводке автомобиля). При этом генератор вырабатывает напряжение больше 12В, которое заряжает АКБ через выход «30».

Так как причиной отсутствия заряда является потухшая контрольная лампа, то первым делом решил проверить работоспособность "цепи возбуждения" генератора. 
В любом случае, вначале осматриваем клеммы аккумулятора и целостность проводов идущих от него на генератор, к монтажному блоку и на «массу». Но, так как вольтметр у нас работает и (Схема 1) показывает уровень заряда батареи, то делаем вывод что цепь от аккумулятора к замку зажигания, реле зажигания, предохранитель и выход на штекере Ш4 является рабочим.

1. Теперь, чтобы определить работоспособность контрольной лампы и контактов в панели приборов, нам надо определить проходит ли ток через панель на генератор. Для этого: включаем зажигание и берем отвертку-индикатор на 12В (лампочку) или небольшой длины провод, подключив один конец к снятой фишке со входа «61» генератора, а другой конец - к «массе» или отрицательной «-» клемме аккумулятора.
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 2
При замыкании обычным проводом на «массу» должна загореться лампа в приборной панели, а при проверке отверткой-индикатором или она сама или лампа в панели, в зависимости у кого ниже сопротивление. В любом случае, мы видим что цепь не нарушена и ток возбуждения приходит на клемму «61» генератора.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.1
Таким образом, мы делаем вывод, что лампочка и вся "цепь возбуждения" генератора работоспособна, и проблема находится в цепи "генератор-аккумулятор".

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 3
2. Не снимая защиту генератора, мы сможем выяснить подает ли регулятор напряжения ток на щеточный узел. Для этого берем индикаторную отвертку или мультиметр в "режиме прозвона" и положительный «+» щуп цепляем к клемме «61» генератора, а отрицательный «-» к «массе».
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 4. Сопротивление стремится к бесконечности - ток не проходит














Если она у нас не загорается, то внутри регулятора произошел обрыв, ток не проходит через щетки и требуется, как минимум, его замена.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.2
Наша лампочка не загорелась, поэтому будем снимать генератор с машины, хотя это и не обязательно. Регулятор можно поменять не снимая, но с непривычки это довольно тяжело. Для этого под машиной отгибают защиту-брызговик генератора и доступ к его задней крышке будет открыт.
Но я решил проверить генератор полностью, поэтому будем снимать.
Ключом на 10 откручиваем саморезы с брызговика и отгибаем его в сторону.
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.3
Затем берем ключ на 13 и откручиваем нижний болт крепления генератора, а также снимаем клеммы с выхода «30». Сверху откручиваем болт регулировки натяжения ремня, и снимаем ремень с шкива генератора. Вынимаем генератор с посадочного места через нижний проем.

Заносим генератор в теплое место, вооружаемся мультиметром или индикаторной отверткой (лампой) с аккумулятором, и снимаем заднюю крышку генератора (Схема 3).

3. Еще раз убеждаемся в неисправности регулятора напряжения (схема 3), приложив «+» щуп мультиметра ко входу «61», а отрицательный на "массу" генератора в "режиме прозвона".

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.4 1 - "сопротивление стремится к бесконечности", ток не проходит
Как и следовало ожидать, цепь не прозванивается.
Не снимая регулятор мы также можем проверить диодный мост и обмотку статора.
Сначала проверим диодный мост, для этого вооружимся мультиметром в "режиме прозвона" диодов, или индикаторной отверткой(лампочкой) с источником тока (АКБ).

Немного теории: 
На диодном мосту установлено три положительных диода на верхней пластине, три отрицательных на нижней пластине и три дополнительных, через которые питается обмотка возбуждения после пуска двигателя (Схема 4).
Исправный диод проводит ток только в одном направлении и никак в другом. Если он пропускает ток в обеих направлениях, налицо неисправность — короткое замыкание (диод «пробит»). Если он вообще не пропускает ток ни в каком направлении, налицо другая неисправность — «обрыв». От этого и будем отталкиваться при проведении проверки.
Три положительных диода (с красной меткой) создают на корпусе "плюс" выпрямленного напряжения. Они запрессованы в верхнюю пластину диодного моста, соединенную с выходом «30» генератора.
Другие три отрицательных диода (с черной или желтой меткой) создают на корпусе "минус" выпрямленного напряжения. Они запрессованы в нижнюю пластину выпрямительного блока, соединенную с «массой».


4. Сначала проверяем весь диодный мост на наличие короткого замыкания.
Прижимаем положительный «+» вывод мультиметра к выводу «30» генератора, а отрицательный вывод к его корпусу. В исправном состоянии диодный мост не прозванивается, звуковой сигнал отсутствует, а лампочка не загорается. 
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 5
При замыкании - наоборот. Следует отметить, что аналогичные симптомы бывают при замыкании обмотки статора на «массу».



5. Затем проверяем положительные диоды на «пробой».
Положительный «+» щуп мультиметра прижимаем к выводу «30» генератора. Отрицательный к точкам соединения выводов статора и диодов (в генераторах, где болты крепления диодного моста изолированы паронитовой шайбой и имеют связь с «массой» корпуса - Рис.5), или одному из болтов крепления моста (где болты соединены с выводами, но изолированны от «массы»).


http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.5
Если все диоды исправны, то сопротивление стремится к бесконечности, а лампочка не загорается. Если хоть один замыкает, то лампочка загорается, идет звуковой сигнал мультиметра.
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 6
6. Проверяем отрицательные диоды
Соединяем положительный «+» щуп мультиметра с одной из точек соединения выводов статора и диодов (в генераторах, где болты крепления диодного моста изолированы паронитовой шайбой и имеют связь с «массой» корпуса  - Рис.5), или одному из болтов крепления моста (где болты соединены с выводами, но изолированны от «массы»). Отрицательный «-» прижимаем к корпусу генератора. Сопротивление стремится к бесконечности – диодный мост исправен.
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 7
Лампочка загорелась – отрицательные диоды неисправны.

7. Проверяем дополнительные диоды
Прижимаем положительный «+» щуп мультиметра к входу «61» генератора. Отрицательный «-» прижимаем к одной из точек соединения выводов статора и диодов (в генераторах, где болты крепления диодного моста изолированы паронитовой шайбой и имеют связь с «массой» корпуса  - Рис.5), или одному из болтов крепления моста (где болты соединены с выводами, но изолированны от «массы»). Если сопротивление стремится к бесконечности или лампочка индикатора не загорается – дополнительные диоды исправны.
http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Схема 8
8. Затем проверяем обмотку статора на обрыв.
Попеременно соединяем щупы мультиметра между всеми тремя выводами обмотки статора.
Как мы видим по показаниям мультиметра, а также по его звуковому сигналу - обмотка статора не нарушена. Лампа должна гореть.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.6 Ток проходит по цепи
9. Дополнительно проверяем замыкание обмотки статора на «массу».
Соединяем один щуп с любым выводом обмотки, а другой с корпусом генератора.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.7 Ток не проходит, замыкания нет
Как мы видим, обмотка статора находится в рабочем состоянии.
10. Также можно проверить обмотку на межвитковое замыкание.
Для этого переводим мультиметр в режим измерения сопротивления со шкалой 200 Ом, и попеременно подсоединяем щупы между всеми тремя выводами обмотки статора (схема 9). Сопротивление должно составлять 0,2-1,2 Ом и быть одинаковым между всеми тремя выводами.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.8
Мы выяснили, что диодный мост и обмотка статора находятся в порядке. Теперь снимем нерабочий регулятор со щеточным узлом и проверим обмотку якоря.
11. Как в случае со статором проводим тест на обрыв.
Для этого подсоединяем щупы к контактным кольцам ротора, мультиметр должен издать звуковой сигнал, а лампочка загореться.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.9
12. Проверяем на замыкание на корпус. Один щуп подсоединяем к контактному кольцу, а второй с корпусом генератора.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.10
Сопротивление стремится к бесконечности (лампочка не загорается) - все в порядке.
13. Также протестируем на межвитковое замыкание, переведя прибор в режим измерения сопротивления 200 Ом. Обмотка ротора должна имеет сопротивление 1,5 - 5,0 Ом.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.11
У нас показывает 2,6 - ротор исправен.
Таким образом, неисправным оказался только регулятор напряжения. Заменяем его на новый, заодно проверив контактные кольца - нет ли их повреждения и гладкая ли поверхность.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.12
Установив новый регулятор, прозваниваем его (Схема 3).

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.13
Ток проходит - регулятор работает. Устанавливаем генератор на место в обратном порядке, натягиваем ремень, подсоединяем аккумулятор, включаем зажигание.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.14
Лампа аккумулятора загорелась, вольтметр показывает зарядку, значит ток идет на обмотку ротора.
Для начала измерим напряжение на клеммах аккумулятора на незаведенной машине. Переводим мультиметр в режим измерения напряжения 20 В и подцепляем к клеммам аккумулятора согласно расцветке.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Рис.15 Аккумулятор заряжен
Теперь заводим автомобиль и наблюдаем за показаниями.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/02/ne-gorit-lampa-akb-vaz-2107.html
Ура! Заряд пошел!
Как мы видим, генератор работает и создает номинальный зарядный ток 14 В. Проблема устранена, теперь проверим работу при включении всех потребителей - ток зарядки не должен падать, что мы и наблюдаем. Все исправно работает.
003 
Подписывайтесь на блог! Удачи на дорогах!

Поделитесь заметкой с друзьями!